
Актуальность проблемы коррупции в современном обществе не вызывает сомнений. Мы обсудили причины высокой степени коррупции, включая несовершенство институтов, непрофессионализм чиновников и непонимание законов населением.
Первоочередные задачи по противодействию коррупции включают модернизацию антикоррупционного законодательства, принятие мер по противодействию коррупции и профилактике коррупции в экономической и социальной сферах, создание системы стимулов к антикоррупционному поведению и организацию работы по правовому просвещению общества.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо создать мотивацию к правовому поведению и антикоррупционный стандарт поведения. Правовая культура должна прививаться с раннего детства.
Антикоррупционное образование направлено на формирование антикоррупционного мировоззрения, повышение уровня правосознания и правовой культуры учащихся. Система антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении должна быть направлена на отсутствие случаев антикоррупционного поведения, антикоррупционное просвещение, обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся, активизацию педагогической деятельности по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения и формирование мотивации к антикоррупционному поведению.
Задачи антикоррупционного воспитания включают:
-
Дать общее представление о сущности коррупции, её формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления.
-
Научить распознавать коррупцию.
-
Сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма.
-
Сформировать комплекс знаний о коррупционных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.
-
Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
-
Формировать нетерпимость к проявлениям коррупции.
-
Продемонстрировать возможность борьбы с коррупцией.
-
Воспитывать у учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям, честность, справедливость, порядочность, ответственность за действие, поступок).
-
Способствовать реализации различных возможностей общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею, критически мыслить и решать проблемы.
В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике. Для учащихся также проводятся классные часы в форме дискуссий и ролевых игр со следующей тематикой:
-
Быть честным. По законам справедливости.
-
Проблема «обходного» пути.
-
Откуда берутся запреты?
-
Быть представителем власти. Властные полномочия.
-
Когда все в твоих руках.
-
Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?
-
Закон и необходимость его соблюдения.
-
Государство и человек: конфликт интересов.
-
Требования к человеку, обличенному властью.
-
Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов и др.
Мы надеемся, что эти меры помогут сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и мотивацию к правовому поведению.